Первый блок мы посвятим повторению и четкому разграничению двух пройденных времен. Натренируемся так, чтобы не осталось никаких сомнений или ошибок!
День 1
Наша картинка осталась той же
Я специально сделала именно так, потому что во-первых, нам не надо учить новые слова и мы можем сосредоточиться на новых изучаемых темах и временах, а во-вторых, по ней еще можно придумать и сказать кучу всего (даже то, что не нарисовано)!
Я собрала в этом дне всю теорию про настоящее время (то, что происходит сейчас, и то, что происходит всегда). Это очень удобно, потому что вы всегда можете открыть этот день и посмотреть/вспомнить, как его строить, как употреблять, как сказать в отрицании или вопросе.
практика говорения
Говорим, что я делаю сейчас
Это настоящее длительное время - действие длится в момент речи, оно происходит прямо сейчас.
Чтобы составить вопрос, вспоминаем про перестановку слов!
Вопросы в этом времени не требует никаких дополнительных вспомогательных слов! Просто переставьте первые два слова местами! I am reading a book. - Am I reading a book? She is sitting on the grass. - Is she sitting on the grass? The dogs are running in the park. - Are the dogs running in the park?
Если в вопросе есть вопросительные слова, то они предшествуют всему вопросу:
What
Вопросительное слово всегда на первом месте Что
are
Вспомогательный глагол для множественного числа
you
Местоимение ты (вы)
doing?
Глагол с окончанием ing делаешь (делаете)?
Where
Вопросительное слово всегда на первом месте Куда
is
Вспомогательный глагол для 3 лица единственного числа
he
Местоимение
он
going?
Глагол с окончанием ing
идет?
What
Вопросительное слово Во что
is
Вспомогательный is
she
Местоимение она
wearing?
Глагол действия + ing одета сейчас?
Со словом who используется только is:
Who
Кто
is
jumping?
прыгает?
практика говорения
Говорим, что я делаю всегда
Это простое настоящее время. Мы используем его тогда, когда что-то происходит всегда, часто, обычно, регулярно, или же никогда не происходит.
I
Я (Мне)
like
люблю (нравятся)
bananas.
бананы.
В простом настоящем времени к глаголам, которые в предложении употребляются с местоимениями he, she, it, добавляется окончание s!
He
Он
likes
любит
kites.
воздушных змеев.
She
Она
likes
любит
her bike.
свой велосипед.
My cat
Мой кот
likes
любит
milk.
молоко.
С другими местоимениями к глаголу не добавляется окончание:
You
Ты
like
любишь
cars.
машины.
They
Они
like
любят
a park.
парк.
Cats
Кошки
like
любят
milk.
молоко.
Теперь посмотрим, как сказать, что мы любим что-то делать. Правило "I like, he likes" сохраняется, а после мы должны употребить глагол (что именно любим делать) с окончанием ing (так требует глагол like).
I
местоимение Я
like
глагол люблю
playing
глагол с окончанием ing играть
the guitar.
остальная часть предложения на гитаре.
He
местоимение Он
likes
глагол любит
walking
глагол с окончанием ing гулять
in the park.
остальная часть предложения в парке.
People
существительное Люди
like
глагол любят
taking
глагол с окончанием ing делать
pictures.
остальная часть предложения фотографии.
Отрицание:
В простом настоящем времени для построения вопросов и отрицания используются вспомогательные (служебные) глаголы do или does: с местоимениями I, we, you, they - do, с местоимениями he, she, it - does. При этом окончание -s у глагола пропадает.
We
местоимение (кто?) Мы
do not (don't)
служебный глагол + not не
like
глагол любим
cats.
остальная часть (что?) кошек.
I
местоимение (кто?) Я
do not (don't)
служебный глагол + not не
like
глагол люблю
running.
остальная часть (что делать?) бегать.
She
местоимение (кто?)
Она
does not (doesn't)
служебный глагол + not не
like
глагол любит
running.
остальная часть (что делать?) бегать.
Вопрос:
Do
служебный глагол (не переводится)
you
местоимение Ты
like
глагол любишь
ice-cream?
остальная часть (что?) мороженое?
Do
служебный глагол (не переводится)
you
местоимение Ты
like
глагол любишь
swimming?
остальная часть (что делать?) плавать?
Does
служебный глагол (не переводится)
he
местоимение Он
like
глагол любит
ice-cream?
остальная часть (что?) мороженое?
Does
служебный глагол (не переводится)
he
местоимение Он
like
глагол любит
swimming?
остальная часть (что?) плавать?
Отвечаем кратко: Yes, I do. No, I don't. Yes, he does. No, he doesn't.
Вопросы с вопросительными словами:
What
вопросительное слово Что
do
служебный do, does (не переводится)
you
местоимение ты
like?
глагол любишь?
Where
вопросительное слово Где
does
служебный do, does (не переводится)
she
местоимение она
live?
глагол живет?
Со словом who особая структура вопроса (глагол с окончанием -s):
Who
Кто
likes
любит
jumping?
прыгать?
Давайте еще раз сравним эти два настоящих времени и посмотрим, когда они употребляются:
Настоящее длительное время
То, что я делаю прямо сейчас I am sitting, you are running, he is jumping
Не требует дополнительных слов в отрицании и вопросах
Просто добавим not или переставим слова местами: Are you running? I am not eating.
Действие в прогрессе
Это время потому и называется длительным - действие длится (находится в процессе выполнения) в данный момент речи. Сюда же относятся длящиеся изменения (Становится жарко) и временные действия, происходящие сейчас (Я работаю в Лондоне (временно, обычно я живу и работаю в Москве).
Слова-индикаторы времени: now (сейчас), at the moment (в данный момент)
Если вы хотите сказать что-то про сейчас, про данный момент - значит, надо использовать это время.
Настоящее простое время
То, что я делаю обычно, регулярно I sit, you run, he jumps
Требует окончание s у глаголов с местоимениями he, she, it
В утвердительных предложениях у глаголов, употребляющихся в предложении с местоимениями he, she, it, появляется окончание s: He swims, she likes, it drinks
Требует дополнительные служебные слова в отрицании и вопросах
В отрицании и вопросах появляются служебные слова do или does (для he, she, it). Do you like bananas? Yes, I do. He doesn't like swimming.
Верные факты или привычные действия
В этом времени мы говорим об общих правдивых фактах о мире (Вода закипает при 100 градусах) или себе (Я люблю море. Я живу в деревне). Кроме того, мы говорим о регулярных привычных действиях (Я хожу в бассейн три раза в неделю).
Слова-индикаторы времени: every day (каждый день), always (всегда), usually (обычно), often (часто), sometimes (иногда), never (никогда)
Если в предложении вам встречаются эти слова - используйте простое настоящее время!
Задание 1
1. Перечитайте теорию, вспомните, как строить вопросы в настоящем времени, и чем отличаются эти два времени. 2. В сегодняшнем уроке я оставила устные упражнения из уже пройденных вами блоков. Если у вас не было времени послушать аудио, сделайте это сейчас.
Теперь попрактикуемся! Слушайте аудио и отчитайте фразы за диктором
Давайте вместе потренируемся говорить в двух временах. Я записала все предложения по фрагменту "В песочнице". Все фразы из аудио записаны в текстовом формате. Читайте, слушайте и повторяйте! Желательно выучить фразы наизусть - так вы быстрее станете употреблять их в речи!
Посмотрите на картинки, одновременно слушая аудио файл. Повторяйте за диктором. Слушайте эту запись в течение дня. Обратите внимание на место слов "всегда, часто, никогда" в предложении.
Посмотрите на картинки, одновременно слушая аудио файл. Ответьте на вопросы. Я спрашиваю: What does he/she always do? (Что он/она всегда делает?) Вы отвечаете: He always swims. Правильный ответ звучит после паузы.
В моем вопросе звучит новый глагол "делать" - do. Вы встречали его, когда спрашивали: Что ты делаешь (сейчас)? What are you doing? Или: Что она делает сейчас? What is she doing? Теперь он употреблен в простом настоящем времени: What do you do? Что ты делаешь (обычно, всегда)? What does he do? Что он делает?
Сегодня мы уделим побольше внимания простому настоящему времени (то, что происходит всегда). Посмотрим, как изменяется написание слов при добавлении окончания -s, какие глаголы используются только в этом времени, в каких еще бытовых ситуациях уместнее использовать это время.
Написание слов (spelling)
Вы помните, что если в предложении используются местоимения he, she, it (или же слова, которые можно заменить этими местоимениями - a dog, a girl, a boy), то к глаголу прибавляется окончание -s. Например: He likes ice-cream.
Но к некоторым глаголам просто так прибавить s не получится. Давайте рассмотрим эти случаи.
1. Глаголы, заканчивающиеся на согласный+y
У таких глаголов меняем букву -y на -i и добавляем окончание -es. cry - cries hurry - hurries Но! Если глагол заканчивается на гласный + y, то просто добавляем -s. stay - stays enjoy - enjoys
2. Глаголы, заканчивающиеся на s,z,ch,sh,x
Такие глаголы было бы трудно произносить с окончанием -s (они же сами кончаются на этот звук или на шипящий). Поэтому прибавляем -es. miss - misses buzz - buzzes watch - watches push - pushes fix - fixes
3. Исключения
have - has do - does go - goes
Произношение слов
Произношение окончания -s похоже на произношения такого же окончания во множественном числе существительных. Давайте вспомним это правило. А потом прослушайте аудио файл с озвучкой слов из примеров.
1. После глухих
Окончание -s произносится глухим звуком [s] work - works sit - sits
2. После звонких и гласных
Окончание -s произносится звонким звуком [z] play - plays run - runs swim - swims go - goes
3. После шипящих и -s, -z
Окончание -s произносится двумя звуками [iz] watch - watches push - pushes kiss - kisses
4. Исключения
says does
Прослушайте, как я произношу все слова из примеров слева:
Употребление глаголов в настоящем времени
Некоторые глаголы не могут использоваться в настоящем длительном времени (то есть когда мы хотим сказать, что я делаю что-то прямо сейчас). Мы не можем употребить их с окончанием -ing (или же можем, но тогда у предложения меняется смысл - мы эти примеры пока рассматривать не будем). Вы уже сталкивались с таким глаголом - like. Это и логично, ведь если нам что-то нравится, то нравится постоянно, а не пару минут. Теперь добавим новые глаголы.
believe верить hate ненавидеть imagine представлять в воображении know знать love любить remember помнить think думать, иметь мнение want хотеть understand понимать hear слышать see видеть smell пахнуть, чувствовать запах taste чувствовать вкус, иметь вкус feel чувствовать
Глагол feel можно одинаково использовать и как I feel, и как I am feeling - я чувствую что-то
Использование настоящего времени в историях, инструкциях и демонстрации действий
Иногда, когда мы рассказываем кому-то историю, даже о прошедших событиях, мы используем настоящее время: "Я открываю дверь, захожу в дом и вижу такую картину: кот сидит на столе и ест мясо из тарелки..." А как быть в английском? Давайте посмотрим.
Когда рассказываем историю
В английском языке так же можно использовать настоящее время, особенно если мы перечисляем действия, которые совершили, одно за другим: I open the door, and I look out into the garden, and I see this man. (Я открываю дверь, выглядываю в сад и вижу этого мужчину.)
Когда даем кому-то инструкции
Если вам нужно дать кому-то инструкции, к примеру, сказать ребенку, где он может что-то взять, или же рассказать правила игры, то используйте простое настоящее время: You go into the kitchen, open the cabinet and take a big blue bowl. (Ты идешь на кухню, открываешь шкафчик и берешь большую синюю миску.)
Когда демонстрируем серию действий
Если вы наглядно что-то показываете, к примеру, как готовить омлет, то несмотря на то, что вы делаете это прямо сейчас, вы не используете длительное время с окончанием -ing. Это череда быстрых действий, нам не важен процесс (как в длительном времени), одно действие сменяется другим, поэтому мы используем простое настоящее время: I put some butter into the frying pan and I light the gas, then I break two eggs into a bowl, then... (Я кладу масло в сковородку и зажигаю газ, затем разбиваю два яйца в миску, затем...)
Напоминаю, что если вам хочется проверить произношение или перевод каких-либо слов, то используйте словарь Cambridge.
А теперь потренируем вопросы в настоящем простом времени
Вместо what в значении "какой" можно использовать слово which - оно чаще всего переводится словом "который".
Какая между ними разница?
1. Чаще всего what и which взаимозаменяемы, нет разницы, какое слово использовать: What fairy-tale do you know? Which fairy-tale do you know? Какую сказку ты знаешь?
2. Если мы имеем в виду какое-то ограниченное количество предметов на выбор, то следует употреблять which: I have a red and a green umbrella. Which do you want? У меня есть красный и зеленый зонты. Который ты хочешь?
3. Если мы используем местоимение или существительное с уточняющими словами (твой, эти), то мы должны использовать which с предлогом of - "который из": Which of your toys do you like best? Какую (которую) из твоих игрушек ты любишь больше всего? Which of you likes iced tea? Кто из вас любит чай со льдом?
Все предложения из примеров можно выписать на отдельный листок и держать перед глазами в течение дня (повесить на шкафчик или холодильник) - так они быстрее запомнятся и скорее будут употребляться вами в речи.
Задание 2
1. Внимательно прочитайте теорию. Выучите новые глаголы, которые употребляются только в настоящем простом времени. 2. Выполните устные упражнения. Сделайте упражнения столько раз, сколько потребуется, пока будете делать все без ошибок.
практика говорения
Устное упражнение 1
Переведите предложения на английский. После паузы услышите правильный ответ.
практика говорения
Устное упражнение 2
Переделайте предложения в вопросы (Я люблю Париж - Ты любишь Париж?). После паузы услышите правильный ответ.
День 3
Сегодня мы разберем некоторые местоимения, которые часто оказываются нужны нам в речи - "кто-то", "что-то", "никто", "ничего", "какие-нибудь" и т.д.
А в качестве домашнего задания будут письменные упражнения на употребление настоящего времени.
Для начала посмотрим на новые слова:
some несколько something что-то somebody = someone кто-то
any какой-нибудь anything что-нибудь anybody = anyone кто-нибудь
no никакой nothing ничто nobody = no one никто
Эти слова сгруппированы таким образом, потому что они употребляются в похожих случаях. С той лишь разницей, что слова some, any и no не употребляются сами по себе почти никогда и требуют после себя существительные, а слова something, somebody (someone), anything, anybody (anyone), nothing, nobody (no one) являются самостоятельными словами сами по себе.
Как они употребляются? Вы можете это увидеть из таблицы:
утвердительные предложения;вопросительные предложения;отрицательные предложения
There are some plates on the table.;Are there any plates on the table?;There are no plates on the table.
На столе есть несколько тарелок.;На столе есть какие-нибудь тарелки?;На столе нет никаких тарелок.
I see something interesting here.;Do you see anything interesting here?; I see nothing interesting here.
Я вижу кое-что интересное здесь.; Ты видишь что-нибудь интересное здесь?; Я не вижу ничего интересного здесь.
Somebody is at home; Is anybody at home?; Nobody is at home.
Кто-то (кое-кто) дома.; Есть кто-нибудь дома?; Никого нет дома.
Как вы могли заметить из таблицы, some и any имеют похожее значение, они обозначают какое-то количество предметов, "сколько-то", только some употребляется в утвердительных предложениях, а any - в вопросительных.
I have some friends. У меня есть друзья (мы не говорим точное количество). Do you have any friends in this city? У тебя есть друзья в этом городе? (какое-то количество)
Что касается последней колонки таблицы (no, nothing, nobody), то посмотрите внимательно - не смотря на то, что мы используем отрицание, глаголы поставлены в утвердительную форму, нет никаких don't или is not. Дело в том, что в английском языке только одно отрицание! И оно уже заключено в словах no, nothing, nobody, поэтому ставить глаголы в отрицательную форму не нужно.
Кажется, все просто. Но! Слова some и any могут переходить из одной колонки в другую и менять свое значение. Давайте разберемся.
some в вопросах
Мы используем some в вопросах, когда предлагаем что-то (и ожидаем, что собеседник согласится) или сами просим что-то: Would you like some tea? Вы бы хотели чаю? Can I have some more salad, please? Можно мне еще салата?
any в утверждении
Мы используем some в вопросах, когда предлагаем что-то (и ожидаем, что собеседник согласится) или сами просим что-то: Would you like some tea? Вы бы хотели чаю? Can I have some more salad, please? Можно мне еще салата?
any в отрицании
Если в предложении уже используется отрицание, то мы используем any/anything вместо no/nothing: There are not any plates on the table. На столе нет никаких тарелок. I don't see anything interesting here. Я не вижу ничего интересного.
и ещё
Есть слова every - каждый, everything - всё (про вещи), everybody (everyone) - все (про людей). Они употребляются и в утверждении, и в отрицании, и в вопросах.
Ну и последнее, на что нужно обратить внимание: слова something/somebody/anything/anybody/nothing/nobody/everything/everybody требуют использование в предложении глаголов в единственном числе (и соблюдении всех правил их использования)!
Например: Nobody knows this girl. Никто не знает эту девочку. Is everything ready? Всё готово?
Задание 3
1. Внимательно прочитайте теорию. Выучите новые слова. 2. Выполните письменные упражнения. Пришлите их мне на проверку.
грамматика
Письменное упражнение 1
Поставьте вопросы по смыслу к выделенным словам. Например: I love my house. - What do I love? Если в предложении выделено несколько слов, вам нужно составить несколько вопросов, к каждому выделенному слову или словосочетанию.
1. He knows everything about computers. 2. I usually go to bed at 11 o'clock. 3. She lives in Kursk. 4. People often eat fast food. 5. My friends play tennis. 6. He wants a good job (работу).
грамматика
Письменное упражнение 2
Употребите глаголы в скобках в правильной форме.
1. He (help) his father now. 2. He (help) his father very often. 3. At the moment they (go) to the river for a swim (на речку поплавать). 4. They usually (go) to the river for a swim. 5. She (not play) the piano now. 6. She (not play) the piano every day. 7. You (work) now? 8. You (work) on Sundays (по воскресеньям)? 9. What they (eat) now? 10. What they (eat) for breakfast (на завтрак)?
День 4
практика говорения
Составляем мини-истории
Сегодня вы уже достигли того уровня, когда можете не просто сказать отдельное предложение, а составить целый маленький монолог. Все, что вам нужно, - добавить связующие слова.
Какие это слова?
and и, а but но because потому что so поэтому that's why вот почему if если even даже or или then затем
Теперь давайте попробуем составить пару историй про наших персонажей.
This is a boy. He is wearing a red cap, grey T-shirt, blue jeans and black sneakers. He is playing on the see-saw. He is happy because he has two ice-cream cones. He likes ice-cream or popsicles. He buys ice-cream every day.
This is a woman. She is sitting on the bench. She has a scarf on her knees. And there is a squirrel in the tree. It is stealing scarf from the woman. The woman doesn't like it. So she is mad. Then they are fighting over the scarf.
Как видите, это не сложно!
Целая история
А сегодня я предлагаю взять одного персонажа и придумать с ним целую историю. В этом блоке мы поработаем с моей историей, а в следующих блоках вы сможете выбрать своего персонажа и придумать с ним свою историю.
Robert is a very ordinary boy. He lives with his mother and father in an ordinary house in an ordinary street which is opposite the park. Every morning his father puts on his hat, picks up his umbrella from the hall, and goes off to work. His mother puts on an apron, gets out the vacuum cleaner and does the housework. And Robert puts on his uniform, picks up his lunchbox and goes off to school.
In the afternoon when he gets home, his mother opens the door and says: "Hello, dear! Did you have a nice day?" Then they have tea and sometimes go shopping together. Later, when his father comes back from work, they all have dinner and talk, and then Robert does his homework and goes to bed.
At the weekends he goes to the park. He likes this place because there are always many children to play with. He likes playing on the playground, or playing hide-and-seek, or just listening to live music. But best of all he likes riding his new scooter. He got it for his birthday. Robert likes his life.
Задание 4
Послушайте историю про Роберта. Отчитайте ее хорошо и переведите. Запомните незнакомые слова.
День 5
Разберем отдельные выражения
Давайте посмотрим на интересные выражения из нашего текста.
pick up somebody/something
Очень часто глаголы в английском языке приобретают новый смысл, если к ним добавить предлоги или частицы. И эти новые глаголы называют фразовыми глаголами. В фразовом глаголе нельзя переводить отдельные слова - они имеют смысл только как целое выражение. Вот, например, pick up somebody - забирать кого-то откуда-то (Will you pick up the kids from school? Ты заберешь детей из школы?). Pick up something - брать что-то откуда-то, как у нас в тексте: picks up his umbrella from the hall - берет свой зонт из коридора.
go off
Еще один фразовый глагол из нашего текста: he goes off to work. Конечно, мы можем просто сказать: he goes to work. Но фразовые глаголы употребляются очень часто, мы должны их знать, и их использование сразу повышает наш уровень английского. У этого фразового глагола есть несколько значений, нас интересует одно: покидать какое-то место, уходить, уезжать. Вообще предлог off всегда показывает нам траекторию движения - как если бы вы провели рукой от себя в сторону, смахнули что-то, так и происходит движение персонажа - он уходит отсюда туда, из дома на работу. Запомните еще одно выражение, которое часто встречается в языке: Off we go! - Мы отправляемся! (мы начинаем движение отсюда) - в разговорном выражении просто переставлены слова, как будто показан акцент на off. Точно так же употреблятся глагол уезжать - drive off, когда кто-то уезжает из этого места на машине. Например, вы провожаете своего мужа, он уезжает на машине и вы говорите своему ребенку: Daddy drove off - Папочка уехал.
have dinner
Выражения "завтракать", "обедать", "ужинать" строятся с глаголом have: have breakfast завтракать, have lunch обедать, have dinner ужинать, have tea пить чай. При этом have не переводится как "иметь".
go to bed
Давайте посмотрим на некоторые выражения со словом bed - кровать. in bed, be in bed, stay in bed - в кровати, быть в кровати, оставаться в кровати (когда заболел) get out of bed - вылезать из кровати go to bed - идти ложиться спать put the children to bed - укладывать детей спать А вот "засыпать" - это go/get to sleep.
Задание 5
Выучите текст наизусть. Это очень действенное упражнение, сама структура предложений прочно остается у вас в голове и служит фундаментом для новых предложений.
День 6
Еще раз потренируемся
Задавать вопросы - нелегко. То нужно вспомнить слово-помощник, то слова местами поменять, то предлог в конец не забыть поставить! Но эта задача решается только практикой - вопросы нужно слушать, их нужно повторять, их нужно писать, их нужно задавать самим. Так что работаем!
Для начала я бы хотела рассказать вам еще кое-что о наших настоящих временах - о логике их построения.
Послушайте о настоящем простом времени:
практика говорения
Устное упражнение 1
Слушайте запись и повторяйте за мной в паузу. Слушайте запись в течение дня, старайтесь сами построить эти вопросы в любое свободное время.
практика говорения
Устное упражнение 2
Составьте вопросы (со словами "какой, какая") со словами: book dress color toy phone number animal movie fruit Запишите свои вопросы на аудио и пришлите их мне.
Вспомним, как строятся вопросы со словом "какой":
вопросительное слово + уточняющее существительное;помощник;местоимение;глагол
What toy;do;you;like?
Какая игрушка;;тебе;нравится?
What jeans;does;she;wear?
Какие джинсы;;она;носит?
Вы должны были выучить текст про Роберта. Слушайте запись, я буду задавать вопросы по тексту, ваша задача - в паузу ответить на вопрос. После паузы вы услышите правильный ответ.
Задание 6
1. Выполните устные упражнения. 2. Запишите себя на видео, где вы рассказываете наизусть текст про Роберта. Пришлите его мне.